Судьбы праворадикальных диктатур. РЕЦЕНЗИЯ на книгу БАУНОВА А.Г. «Конец режима. Как закончились три европейские диктатуры» (М., 2023)
Купить ОЗОН & ЛитРес
Опубликовано: Баунов А.Г. Конец режима. Как закончились три европейские диктатуры. М.: Альпина Паблишерс, 2023. 534 с.
Автор монографии — Александр Германович Баунов (р. 1969) — по образованию — филолог-античник, но ныне более известен как дипломатический работник, журналист-международник и политический аналитик.
Сюжет рецензируемой книги — краткая история становления и подробный анализ процессов эрозии и падения трех праворадикальных диктатур Южной Европы:
– франкистской диктатуры в Испании (1936–1975),
– диктатуры Антониу ди Салазара в Португалии (1932–1968),
– относительно кратковременного режима «черных полковников» в Греции (1967–1974).
Характерными общими чертами всех этих трех режимов были:
– репрессивная внутренняя политика с резкими антилиберальными и антикоммунистическими акцентами, сдобренными антимасонской риторикой1,
– принцип экономической автаркии,
– ставка на «традиционные ценности» в области культурной политики,
– ставка на клерикальные круги (в первых двух случаях — на католические, в третьем — на православные).
И все эти четыре идеологических столпа праворадикальных диктатур, на первый взгляд, прочные и бесспорные в глазах большинства, оказались, в конечном счете, в числе предпосылок их исторического провала.
Что касается методологии работы над монографией, то А.Г. Баунов указывает на связь ее с высшими достижениями античной историографии и прежде всего — со «Сравнительными жизнеописаниями» Плутарха2. Однако «сравнительные жизнеописания» Баунова касаются не столько персоналий (Франко, Салазар, Пападопулос), сколько возглавляемых ими политических режимов.
«Жизнеописание» полковничьей греческой хунты — самое краткое в монографии. «Жизнописания» же обеих иберийских диктатур, — причем испанской с особым драматизмом ее судьбы — даны развернуто и подробно.
Источниками монографии явились официальные документы описываемых диктатур и их правящих партий, документы оппозиций, пресса, со знанием дела составленные отчеты советского посольства в Испании, хранящиеся в Архиве МИД РФ, устные воспоминания советских дипломатов, записанные автором.
* * *
По убеждению А.Г. Баунова, все три описываемые им политических режима явились ре-акцией (в прямом, этимологическом смысле этого слова) на подъем тех революционно-популистских стихий, которые дотоле владели обществами Южной Европы. Политические же реакции, как правило, выступают душеприказчиками и своеобразными истолкователями преодоленных ими революционных подъемов. И формируются они также, подобно последним, с «национальной спецификой»: в Испании — как следствие затяжной и кровавой гражданской войны; в Португалии — как следствие электоральной узурпации республиканских институтов3; в Греции — как следствие усталости общества от незрелой и отчасти коррумпированной демократии (см. с. 117–120). Причем греческая «православная» реакция совпала по времени с периодом медленных «перестроек» и «откатов» на Иберийском полуострове и попыток части португальского офицерства — воистину — затолкать Португалию в социалистическую революцию, грозившую стране новыми витками репрессий и нищеты4…
Что же касается Испании, то, как убежден автор, революционные импульсы — парадоксальным образом — шли не только «слева», но и «справа»: фалангистская утопия «корпоративного государства» предполагала защиту интересов трудящихся через казённые отраслевые («вертикальные») профсоюзы5 и парторганизации Фаланги, а также и более широкой институции, в состав которой входила Фаланга — Национального движения. Так что вождистская система франкизма вынуждена была балансировать между ортодоксами от Фаланги, монархистами, армией, профсоюзами и исподволь левеющей (вследствие идей Второго Ватиканского собора, 1962–1965) Церковью6 (см. с. 167–171). Последняя же была особо активна через постепенно внедрявшихся во власть технократов из полузакрытой католической организации “Opus Dei”.
* * *
Один из интереснейших и научно актуальных аспектов книги А.Г. Баунова — анализ многозначных связей турбулентных судеб всех трех диктатур со внешними авантюрами метрополий и, соответственно, с особой активностью военных.
Франкистский режим был в значительной мере порождением колониальных войн Испании в Марокко: здесь шла речь не только о подавлении тамошних национально-исламских движений, но и об активном и жестоком участии марокканских частей в испанской контрреволюции 1936–1939 гг.; несостоявшаяся социалистическая (но состоявшаяся демократическая) революция в Португалии оказалась делом армии, увязшей в колониальной войне против народов Анголы и Мозамбика; полковничья диктатура в Греции была связана со стремлением к захвату Кипра. Во всех трех этих случаях важны даже не столько «правые» или «левые», сколько именно «силовые» акценты активности военных. Акценты, подсказанные Историей, но ею же и списанные…
* * *
Повторяю: испанский материал рассматривается в книге наиболее подробно и скрупулезно. На нем и остановимся.
В отличие от Португалии, Испания избежала насильственной революции: объективные задачи антифашистской демократической революции были выполнены тамошней «перестройкой» 1960–1970-х годов.
Экономическое отставание страны от развитых стран буржуазной демократии (в сочетании со зрелищем «демонстрационного эффекта») стало заметно даже франкистскому истеблишменту. Эрозию экономических основ франкистской диктатуры пришлось преодолевать, налаживая и наращивая внешнеэкономические связи. Однако по мере расширения этих связей большинство испанцев убеждалось, что без экономической автаркии и без казенной антибуржуазной, антисоциалистической и антимасонской риторики люди живут не только зажиточнее, но и внутренне раскованнее.
Эволюционировала и сама политико-идеологическая база тоталитарного режима: к двум основные идеологическим его фракциям — ортодоксов-фалангистов и более «вменяемых» сторонников реставрации легитимной монархии Бурбонов — добавилась и нешуточная «третья сила», о которой писалось выше: католики-технократы из “Opus Dei” (см. с. 48–55, 120–123). Однако с реставрацией Бурбонов «каудильо», провозгласивший Испанию Королевством, не спешил: откладывая прямую реставрацию, он полагался на постепенную эрозию Фаланги, у которой так и не было своего «Двадцатого Съезда»: Франко избрал путь верхушечных, аппаратных преобразований. И это частичное (в условиях победившего франкизма) переформирование происходило, как правило, вопреки настроениям и воле доктринеров из Фаланги7, но с опорой на более дальновидных карьеристов-бюрократов (см. с. 71–79). По словам Баунова, франкистская система вынуждена была исподволь либерализоваться «через не хочу» (с. 143).
Замедленная франкистская «либерализация» совершалась — отчасти и через голову самого «каудильо» — вследствие объективных процессов некоторого сближения набиравшей силы нелегальной и полулегальной оппозиции (немалую роль в последней играла научная и творческая интеллигенция) с наиболее дальновидной и осторожной частью властной номенклатуры (с. 135–139). Сказывался жестокий опыт гражданской войны и первых десятилетий франкистской диктатуры.
Разумеется, все эти бескровные процессы — вопреки всем проискам ультраправого и ультралевого подполья — были бы невозможны без определенной степени зрелости, которой достигло в условиях хиреющего франкизма набиравшее силы многосоставное гражданское общество Испании: бизнес, Церковь, аристократия, профсоюзы, марксистские партии, просвещенная часть бюрократии, автономистские движения этнических регионов (Каталония, Баскские провинции8, Галисия). Таковы были складывавшиеся предпосылки становления нового негласного общественного договора, новой будущей «коронованной республики». А то, что могло примирить с этой качественно новой ситуацией часть былых доктринеров-фалангистов, — разве что ориентация на экономический рост и реальное улучшение положения трудящихся и мелкого бизнеса. Хотя одним из прямых последствий испанской «перестройки» и соответственной переориентации экономики оказался и существенный рост безработицы9…
Немалое место в книге уделено этому калейдоскопу испанской «перестройки». Кратко остановлюсь на некоторых ее событиях, сведя их в упрощенную хронологическую таблицу.
1962 — «каудильо» выписывает из эмиграции в Мадрид юного принца Хуана Карлоса де Бурбона и, держа его при себе, вскоре назначает наследником пустующего престола.
22 ноября 1975 — воцарение Хуана Карлоса I при умирающем Франко.
29 ноября 1975 — кончина «каудильо».
20 декабря 1975 — формальный самороспуск Национального движения10.
1977 — окончательная ликвидация Национального движения и легализация политических партий.
1978 — формально октроированная королем и утвержденная Кортесами демократическая Конституция.
1981 — провал военно-фалангистского путча, когда и марксисты, и либерал-консерваторы, и легитимисты оказались, по существу, по одну сторону баррикады.
2014 — отречение от престола Хуана Карлоса I11 в пользу сына — Филиппа VI (до коронации — герцога Астурийского). Эта акация знаменовала собой полное отрешение царствующего дом Бурбонов от наследия франкизма.
2020 — перенесение праха Франко из Долины Павших в семейную усыпальницу.
* * *
Мучителен был путь Испании к политической свободе и начаткам современного социального государства. Путь через кровавые эксцессы Второй республики, через ужасы гражданской войны и фалангистской диктатуры12, через трудности испанской «перестройки».
Александр Германович Баунов подарил нам поучительную книгу своих «сравнительных жизнеописаний» трех праворадикальных диктатур. И, думается, основной и сквозной герой этих «жизнеописаний» определяется автором как «свобода без гнева» (с. 293). Или — «консенсус без насилия» (с. 349). Что почти одно и то же.
Ценность этого сквозного героя, как мне думается, универсальна.
18.06.2023
РАШКОВСКИЙ Евгений Борисович
доктор исторический наук,
главный научный сотрудник ФГБУК Всероссийская государственная
библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино,
главный научный сотрудник Института мировой экономики/
и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН.
____________
1 Часть лидеров Республиканской Испании, действительно, состояла во Франк-масонском ордене; «братья», входившие в правящие круги Западных демократий, так и не помогли гибнувшей Республике.
2 Труд Плутарха построен по принципу последовательного повествования (глава за главой) о сходстве, параллелизме и специфике судеб, характеров и жизненных путей персонажей греческой и римской истории (напр.: Эпаминонд — Сципион, Демосфен — Цицерон, Перикл — Фабий Максим, Александр Македонский — Цезарь…).
Покойный С.С. Аверинцев, издатель и аналитик труда Плутарха, неоднократно отмечал в своих трудах присущий древнему историку особый дар ненавязчивого соотнесения исследовательского дискурса с твердостью этической позиции.
3 Не случайно автор определяет почти безраздельную власть Салазара как «электоральную диктатуру» (с. 61) или «бюрократический фашизм» (с. 223).
4 Экономическая автаркия салазаро-фашистской Португалии носила тем более вопиющий характер, что опиралась на сырьевую (т.е., по существу, внеэкономическую) базу былых африканских колоний (см. с. 88–97).
5 Последние еще с 1960-х годов оказались полем настойчивой нелегальной работы марксистских партий: коммунистов и социалистов.
6 Ситуация исподволь левеющей Испанской церкви художественно отражена в романе Грэма Грина «Монсеньор Кихот». Псевдонимный (по условиям времени) перевод романа на русский язык был осуществлен протоиереем Александром Менем (1935–1990).
7 Как неоднократно подчеркивает Баунов, среди этого контингента выделялись былые ветераны-добровольцы из Голубой дивизии, участвовавшие в гитлеровской войне против СССР.
8 О неконструктивной специфике баскского терроризма (и во вред самому баскскому народу) в ходе демократической эволюции испанского общества см. труды российско-исанского исследователя А.И. Ландабасо Ангуло.
9 Высокий уровень безработицы в нынешней Испании связывается с целым рядом факторов: с недостатками системы образования, с недостаточной мобильностью систем бизнеса и менеджмента, с массовой иммиграцией из слаборазвитых стран и из неблагополучных стран бывшего «соцлагеря». См.: Соколов Б. Безработица в Испании // visasam.ru/emigration/rabota/bezrabotica—v—ispanii.html#i-2 (13.06.2023).
10 Современный душеприказчик Движения — Народная партия, ставшая «нормальной» партией консервативного толка. Некоторые же ответвления Фаланги существуют поныне в качестве маргинальных праворадикальных группировок.
11 Формальный мотив отречения — возрастные трудности, а по существу — скандалы вокруг коррупции в королевской семье и возмутившее «зеленых» участие Хуана Карлоса в африканской охоте на слонов.
12 Единственное, что ставится мiровой историографией в заслугу фалангистскому государству — спасение 60 тысяч евреев от гитлеровского геноцида, отсутствие расистских «законов», а в дальнейшем — привлечение евреев как полноправных граждан на ПМЖ в Испанию. Причем последнее — вопреки антиизраильской риторике франкизма. К сожалению, этот эпизод испанской истории в книге обойден.