Развитие сильного мышления

ФОТО 1: Ведущий курса «Развитие сильного мышления» Д.А. Гаврилов на семинаре с молодыми специалистами «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг». г. Москва, 2014.

 

Проект закрыт 28.03.2023

 

В первом семестре 2018-2019 учебного года первая часть курса с небольшими изменениями программы прочитана двум группам учащихся бакалавриата и магистратуры на факультете комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М. Губкина. Во втором семестре была прочитана вторая часть курса «Начала сильного мышления». В 2019-2020 годах курс прошёл повторную успешную апробацию при том же Факультете.

С 2021 года как академическая дисциплина преподается в Губкинском университете под названием «Основы системного и критического мышления». См. учебник: http://revolution.ru/wp-content/uploads/2021/08/book-rsu-systems-and-critical-thinking-2021-context.pdf.

В 2023 году планируется запуск аналогичной программы как факультатива при кафедре философии политики и права философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

КНИГА. Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. "Программа курса «Начала сильного мышления». Часть 1: Эвристика и развитие творческого воображения" - 1Ознакомится с ПРОГРАММОЙ 1 части КУРСА: Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Программа курса «Начала сильного мышления». Часть 1: Эвристика и развитие творческого воображения [PDF 1,65Mb]

 

 

КНИГА. Гаврилов Д.А. "Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 1" - 1СОДЕРЖАНИЕ задачника курсаГаврилов Д.А. Сборник эвристических задач к курсу «Начала силь­ного мышления». Часть 1 [PDF 1,6Mb]

 

 

СОДЕРЖАНИЕ лекций (часть 1): Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мыш­ления». Часть 1: Эвристика и развитие творческого воображения [1,01 Mb PDF]

 

 

КНИГА. Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. «Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». ЧАСТЬ 2: Алгоритмические и супероператорные методы решения изобретательских задач»СОДЕРЖАНИЕ лекций (часть 2): Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. «Избранные лекции по курсу «Начала сильного мышления». ЧАСТЬ 2: Алгоритмические и супероператорные методы решения изобретательских задач»[4,39Mb PDF]

 

 

 

О курсах развития сильного мышления.
Как получить интеллектуальное превосходство?

В компании Toyota было принято говорить: «Прежде чем создавать машины, мы создаём людей». Эта максима, на наш взгляд, верна и для всей сферы технологий настоящего и будущего, к какой бы отрасли знания и сфере деятельности они ни относились.

Одной из основополагающих задач «Фонда содействия технологиям XXI века» мы видим подготовку специалистов и повышение их квалификации, а также расширение компетенций на стыке гуманитарных и естественнонаучных областей, для возможного привлечения в ближайшем будущем этих специалистов в качестве участников ко многим нашим интересным и масштабным проектам.

Для реализации поставленной задачи и формирования инновационного человеческого ресурса, повышения уровня взаимопонимания между инженерно-техническими работниками и управленцами, воспитания кадрового резерва предприятий не столь отдалённого будущего мы ведём просветительскую работу среди старшеклассников и студентов, молодых специалистов и руководителей среднего и высшего звена в части прикладных методик теории творчества, развития сильного мышления.

Что такое «сильное мышление»? Главные его признаки таковы: способность преодолевать психологические, понятийные и прочие барьеры (в том числе за счёт междисциплинарных параллелей, мощных ассоциативных связей, высокой вариативности идей), успешно справляться с леностью ума, развитое творческое воображение, системность, творческая интуиция (предвидение), готовность (наличие навыков и умений) к нестандартному, эвристическому действию в условиях неопределённости, неформальная логика…

 

О предмете курса
и этапах его прохождения

Хотите ли вы получить и удержать интеллектуальное превосходство среди сверстников, одноклассников, сослуживцев, однокашников и коллег, а также среди прямых конкурентов?

Это курс для тех, кто желает в максимально сжатые сроки увеличить собственную конкурентоспособность, вывести на новый качественный уровень свою рабочую группу или целое предприятие за счёт мобилизации и грамотной реализации его интеллектуальных ресурсов в сравнении с «конкурентами» при разрешении тех или иных неординарных вопросов, проблем, ситуаций или генерации изобретательских решений для задач вполне обыденных.

Курс подразумевает последовательное прохождение нескольких этапов, и глубина вашего погружения в материал зависит от базовой подготовки, степени эрудиции и собственной мотивации. Началу занятий предшествует тестирование участников, такое же тестирование завершает каждый этап занятий, чтобы каждый мог сравнить свои прошлые результаты с текущими и ощутить существенную разницу. Методика объективной оценки результатов теста и решения контрольных задач проверена многолетней практикой и защищена.

Школьных знаний, даже изрядно подзабытых, более чем достаточно для овладения тематиками двух первых разделов нашего курса «I. Развитие творческого воображения» и «II. Эвристические методы поиска сильных решений», это обязательный первый этап.

По его завершении все участники и участницы получают сертификат Фонда с указанием количества учебных часов, числа решённых задач и наименованием пройденных тем.

Факультативными, то есть по выбору, являются разделы: «III. Системные неиерархические методы решения изобретательских задач, основанные на эмпирическом опыте. Начала классической ТРИЗ и диверсионного анализа» и «IV. Системные иерархические методы решения изобретательских задач, основанные на диалектической логике. Начала операторного метода решения творческих задач на базе универсального языка-транслятора и классификатора Диал. Введение в теорию универсалий».

Занятия проводятся в очной форме на базе Фонда по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Чехова, д. 1, корпус 1, помещение 027, согласно утверждённому расписанию и в зависимости от укомплектованности групп участников, а также в заочной форме для удалённых участников (которым будет предоставлен доступ к конспектам лекций курса).

Все контрольные (и тестовые) задачи, вынесенные на самостоятельное решение, решаются участниками и предоставляются ведущим в письменном (электронном) виде согласно утверждённому календарному плану. Перед каждым занятием обновляется текущий рейтинг участников курса в зависимости от успехов в прохождении тестов или оригинальности выполнения учебных заданий.

 

Д. Гаврилов, Н. Карнаухов, С. Ёлкин, А. Вассерман, Н. Латыпов. 18.12.2013ФОТО 2: На дистанционной лекции курса «Инженерно-техническое творчество» в ГО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг». Д.А. Гаврилов, проф., д.т.н. Н.Н. Карнаухов, к.ф.-м.н. С.В. Елкин, к.филос.н. Н.Н. Латыпов и А.А. Вассерман. г. Москва, 18.12.2013

 

Стоимость: ДОГОВОРНАЯ. В 2020 году было 9.900 рублей с обучающегося за I и II разделы курса.

Календарный ПЛАН [0,147Mb PDF]

ТЕСТИРОВАНИЯ: вводное и итоговое [0,137Mb PDF]

 

Основные тематики занятий,
лекций и/или семинаров, тестирований

Ключевые тематики раздела I

I.1. Развитие парадоксального и творческого воображения; преодоление боязни авторитетов, психологических, гносеологических и других барьеров. Как не ходить по пути наименьшего сопротивления и не поддаваться лености ума.

I.2. О способах развития творческого воображения (РТВ). Раскрепощение мышления, разрушение стереотипов, снятие барьеров. Смещение точки зрения и изменение системы отсчёта. Обострение качества восприятия действительности. Роль фантастики в РТВ. Реестр фантастических идей.

I.3. Недостаточность специального знания как причина снятия барьера. Неполнота формулировки условий как способ снятия барьера. Абстрагирование. От частного — к общему. Выход за рамки проблемы на иной уровень её осмысления (перпендикулярный выход из тупика). Узкая специализация и популяризация как крайности.

Ключевые тематики раздела II

II.1. Начала эвристики. Метод проб и ошибок. Упорядочение и оптимизация поиска решений. Золотые правила эвристики. Морфологический подход Фрица Цвикки. Метод отрицания и конструирования. Метод систематического покрытия поля. Метод морфологических таблиц.

II.2. Мозговой штурм Алекса Осборна и правила его организации. Мозговая осада (конференция идей, круглый стол). Обратный мозговой штурм, провокационная мозговая атака и другие модификации брейнсторминга. Брейнрайтинг и метод «записной книжки». Направление поиска с помощью контрольных вопросов Осборна.

II.3. Синектика Уильяма Гордона. Подготовка синекторов. Прямая и личная аналогия. Эмпатия. Управляемое воображение и фантастическая аналогия. Архетипы и типологические образы в свете символической аналогии. Бионика и технико-биологическое подобие как развитие метода аналогий по Гордону. Метод музейного экспоната.

II.4. Развитие идей «Синектики» разными авторами. Метод гирлянд ассоциаций и метафор Генриха Буша. Шесть шляп мышления Эдварда де Боно. Метод трёх углов Уолта Диснея. Метод трёх читателей Ричарда Докинза.

II.5. Систематизированный поиск решений на основе списков контрольных вопросов и эвристических рекомендаций. Дьёрдь (Джордж) Пойя и его контрольные вопросы. Модифицированный список контрольных вопросов пользователей ТРИЗ. Фонд операций Коллера. Эвристические рекомендации М. Тульчинского при решении качественных задач. Процедура решения исследовательской задачи — ПРИЗ по А. Гину.

Ключевые тематики раздела III

III.1. Понятие о вещественно-полевых ресурсах (ВПР), идеальном конечном результате (ИКР), технической системе (ТС), оператор РВС (размер-время-стоимость). Списки приёмов и принципов разрешения технических противоречий в ТРИЗ. Иерархия технических систем.

III.2. Указатели и каталоги (физических, химических, биологических, геометрических и др.) эффектов. Алгоритм решения изобретательских задач и его модификации.

III.3. Определение веполей. Формирование веполя. Разрушение веполя. Виды веполей. Феполь. Цепочки веполей. Универсальность и междисциплинарный характер веполей.

III.4. Начала диверсионного анализа. Применимость, порядок анализа. Универсальное определение диверсии.

Ключевые тематики раздела IV

IV.1. О понятии симметрии, её преобразовании и нарушении. О понятии самоприменимости. Философский и физический смыслы различения. Бытийные и небытийные «процессы». Супероператоры (рождения и уничтожения, времени и пространства, пространственно-временных поворотов, скачка во времени и в пространстве, дискретности и непрерывности).

IV.2. Операторы порождения, существования, сохранения и исчезновения количества и качества. Операторы соотношения количеств и операторы соотношения качеств. Соответствия операторов языка Диала приёмам разрешения противоречий ТРИЗ.

IV.3. Различение гласных и согласных звуков-операторов. Принципы построения слов-операторов и различение частей речи в языке Диал.

IV.4. Составление и запись условий задач в языке Диал. Принципы решения задач в абстрактном виде как преобразования симметрии речи и текста (заданных условий).

 

ФОТО 3: Эксперт Фонда технологий Дмитрий Гаврилов и консультанты Фонда технологий Анатолий Александрович Вассерман и Нурали Нурисламович Латыпов на интеллектуальных мероприятиях «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», Московская область. 2014

 

О разработчиках и ведущих курса

ГАВРИЛОВ Дмитрий Анатольевич, эксперт «Фонда содействия технологиям XXI века», разработчик и ведущий (преподаватель) курса «Развитие сильного мышления», преподаватель Губкинского университета, член Союза писателей России.

ВОРОБЬЁВ Александр Викторович, эксперт «Фонда содействия технологиям XXI века», соведущий курса «Развитие сильного мышления», преподаватель Губкинского университета, член Союза писателей России.

МАКАРЕНКОВ Максим Анатольевич, соведущий курса «Развитие сильного мышления», преподаватель Губкинского университета.

СТОЛЯРОВ Олег Олегович, к.филол.н., доцент, соведущий курса «Развитие сильного мышления», преподаватель Губкинского университета, член Союза писателей России.

Консультанты

по вопросам подготовки и проведения всероссийской, евразийской и международной Олимпиад по развитию творческого мышления

ЛАТЫПОВ Нурали Нурисламович, к.филос.н.

ВАССЕРМАН Анатолий Александрович

ЛАТЫПОВ Нурахмед Нурисламович

 

Гаврилов Дмитрий Анатольевич родился в 1968 году в Москве. Окончил Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (бывший МХТИ) в 1993 году, факуль­тет ТНВ, по специальности — химическая технология неорганических веществ. Однако, поскольку работал при кафедре коллоидной химии, защитил дипломную работу по электроповерхностным свойствам частиц гидроксиапатита. Научный руководитель — профессор, д.х.н. М.А. Лунина.

Уже в 1986 году вступил в экспериментальную междисциплинарную (и межвузовскую) группу студентов, аспирантов, молодых учёных, где принимал участие в разработке уникального операторного метода поиска нелинейных решений и развития сильного мышления. Результатом работы группы стал универсальный язык-транслятор и классификатор изобретательских идей и открытий Диал. Первая научная публикация в области методологии интенсификации научного и инженерного творчества — в 1990 году (в соавторстве с двумя другими разработчиками метода — к.ф.-м.н. В.В. Куликовым и к.ф.-м.н. С.В. Ёлкиным).

С 1994 по 2000 год работал ведущим преподавателем — с группами молодёжи в области теории творчества (эвристики) — в Образовательном учреждении «Центр Интеллектуального Тренинга» под руководством известных российских изобретателей братьев Латыповых. В этот же период публиковался в научно-популярных журналах: от .журналов «Юный техник» и «Техника — молодёжи» до журналов «Наука и жизнь» и «Компьютерра». Участвовал в ряде научно-практичес­ких конференций в русле проблемы тренинга интеллекта, в подготовке экспозиций выставок инновационных отечественных технологий. При поддержке «Фонда идей XXI века» в те же годы занимался проблемами машинного перевода текстов, вопросами практического применения «виртуальной реальности», развивающими интеллект столбовыми шахматными настольными играми.

С 2000 по 2010 год работал в области PR — начальником отдела медиатехнологий «Банка Москвы», помощником вице-президен­та, а затем советника президента банка. Осуществлял поиск и качественную оценку инновационных проектов в рамках специальной группы консультантов (совместно с А.А. Вассерманом) при премьер-министре Правительства Москвы. Сценарист познавательного цикла телепередач «Мнения Знатоков» («Взгляд Нурали Латыпова») на ТВ «Столица» (с 2007 по 2010 г.) и ряда документальных фильмов в соавторстве с Н.Н. Латыповым.

С февраля 2011 по декабрь 2014 года по приглашению профессора, д.т.н. Н.Н. Карнаухова (фактического основателя и некогда бессменного ректора Тюменского государственного нефтегазового университета) работал в группе советников-экспертов Генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», затем — советником-экспертом инновационно-аналитического отдела. Занимался «апгрейдом» мышления инженерного и управленческого персонала, осуществлял интеллектуальный тренинг и сопровождение инновационных команд в головном офисе Общества и филиалах, отбор талантливой молодёжи в вузах Москвы, Тюмени, Ухты, Перми, Уфы. В те же годы в составе коллектива «Лаборатории нелинейных решений» под руководством к. филос. н. Н.Н. Латыпова работал над реализацией различных деловых и интеллектуальных игр и тренингов на мероприятиях Академии наук Республики Башкортостан, Ухтинского государственного технического университета (по приглашению ректора, профессора, д.т.н. Н.Д. Цхадая) и т.д.

Авторский курс развития персонала «Инженерно-техническое творчество» в разных модификациях нашёл применение не только в организациях группы «ЛУКОЙЛ», но затем был транслирован разработчиками на другие компании. Так, с февраля по май 2015 года вёл (совместно с С.В. Ёлкиным) дистантно-очный курс «Развитие сильного мышления» для руководителей высшего и среднего управленческого звена высокотехнологичной компании «ФракДжет-Волга» и т. д.

Член Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры (Центр СК) с октября 2012 года по н. в. — по методологии инженерно-технического творчества и междисциплинарной трансляции знаний. В настоящее время (с 2015 года) также — член Экспертного совета ООО «Герольд Инжиниринг», заместитель заведующего «Лабораторией нелинейных решений». Автор и соавтор более 30 изданных книг, среди которых как популярные коллективные монографии по различным методам повышения продуктивности мышления, так и исследования в области нематериального культурного наследия, аналитической психологии и даже несколько историко-фантастических романов.

С 2018 года по н.в. преподаватель дисциплины «Основы системного и критического мышления» при факультете комплексной безопасности ТЭК РГУ

 

Контакты. Задать вопрос

Вопросы по содержанию курса направлять ведущимsepira-uorfa@yandex.ru

Вопросы по способам оплаты курсов: +7(925)772-03-76, 7720376@mail.ru.

 

Стоимость: 9.900 рублей за I и II разделы курса в 2020 году

Календарный ПЛАН [0,147Mb PDF]

ТЕСТИРОВАНИЯ: вводное и итоговое [0,137Mb PDF]

 

Дмитрий Гаврилов, Нурали Латыпов, Сергей Ёлкин в Центральном доме литераторовФОТО 4: Соавторы — Дмитрий Гаврилов, Нурали Латыпов и Сергей Ёлкин — на презентации своих книг в Центральном доме литераторов, г. Москва, 2012

 

Образцы учебных задач курса

1. Эдвард де Боно приводит следующий пример стереотипности мышления: «В ответ на шутки друзей, заявлявших, что открытие Америки было, по сути дела, не такой уж трудной задачей, поскольку от Колумба требовалось только одно — держать курс всё время на запад, он предложил им поставить яйцо “на попа”. Друзья взялись за дело, но, несмотря на все их усилия, яйцо неизменно валилось набок. Тогда Колумб взял яйцо, слегка расплющил с одного конца и поставил. Друзья, естественно, запротестовали, полагая, что яйцо разбивать нельзя, установив тем самым пределы решения проблемы, которых фактически не существовало. Но ведь они также считали безрассудством, взяв курс на запад, придерживаться его в течение всего плавания. Такое новшество в навигационном искусстве стало возможным только после того, как Колумб доказал, что опасения его противников были необоснованны». Предложите иной способ поставить яйцо «на попа» (Гаврилов Д.А. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 1. М.: Издатель Воробьев А.В., 2017. С. 14; см. также: Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерно-техническое творчество в нефтегазовой отрасли. Избранные лекции курса и сборник задач. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.  С.39.)

2. На одной из площадей в центре Москвы совсем недавно, в 2017 году, после пронесшегося по городу урагана перестал бить фонтан. Вызвали инженеров по эксплуатации, которые обследовали сооружение тщательно и выяснили, что фонтан не имеет видимых повреждений, все конструктивные элементы в наличии, насосное и прочее оборудование работает в штатном режиме, все системы в норме и полностью герметичны. И всё же фонтан не струился… Как вы полагаете, в чём же было дело? (Гаврилов Д.А. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 1. М.: Издатель Воробьев А.В., 2017. С. 15.)

3. Перед зрителями разыгрывают сценки, а они должны определить, что именно не соответствует той эпохе, в которой находятся герои каждой миниатюрной пьесы. На самом деле это одна из форм овладения «методом музейного экспоната», разработанного Уильямом Гордоном, автором синектики. Попробуем? XIII век. Русская изба. Хозяйка потчует дорогих гостей. На столе чёрные и белые семечки, маринованные грибы, яблоки, сливы, картофель, помидоры, хлеб с маслом, варенье. Из приборов — миски, деревянные ложки и вилки, самовар и чайник с чаем. Что тут не так и почему? (Гаврилов Д.А. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 1. М.: Издатель Воробьев А.В., 2017. С. 40.)

4. Посмотрите на рисунки ниже и найдите то главное, глубинное, что объединяет изображённое на них. Зрите в корень! Не принимайте самый первый пришедший на ум ответ за лучший и окончательный! Воспользуйтесь известными методами синектики (Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Начала сильного мышления. Как искать и находить нелинейные решения. Курс лекций. М.: Издатель Воробьев А.В., 2018).

Образцы учебных задач курса - №4

 

Профильные публикации ведущих

Избранные книги

  1. Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Начала сильного мышления. Как искать и находить нелинейные решения. Курс лекций. М.: Издатель Воробьев А.В., 2018.
  2. Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 2. М.: Издатель Воробьев А.В., 2018.
  3. Гаврилов Д.А. Сборник эвристических задач к курсу «Начала сильного мышления». Часть 1. М.: Издатель Воробьев А.В., 2017. 88 с. ISBN 978-5-93883-358-6.
  4. Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерно-техническое творчество в нефтегазовой отрасли. Избранные лекции курса и сборник задач. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. 368 с. ISBN: 978-5-699-64805-4.
  5. Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Турбулентное мышление / Под ред. А.А. Вассермана. М.: АСТ, 2013. 349 с. ил. ISBN 978-5-17-078025-9, ISBN 978-5-17-078031-0.
  6. Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Самоучитель игры на извилинах / Под ред. А.А. Вассермана. М.: АСТ, 2012. 320 с. ил. ISBN 978-5-17-077065-6.
  7. Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / Под ред. А.А. Вассермана. М.: Астрель, 2012. 320 с., ил. ISBN 978-5-271-45137-9, ISBN 978-5-271-45145-4.
  8. Гаврилов Д.А., Ермаков С.Э. Были и Небыли сказки. Очерки о необычном, обыденном и искусстве перехода между ними. М.: Ганга, 2011. 288 с. ISBN 978-5-98882-135-9.
  9. Гаврилов Д.А. Трюкач, Лицедей, Игрок. Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре. М.: Ганга, ИЦ «Слава!», 2009. 288 с. ISBN 978-5-98882-096-3.
  10. Гаврилов. Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. М.: Социально-политическая мысль, 2006. 240 с. ISBN 5-902168-72-4.
  11. Гаврилов Д.А., и др. Старые и новые столбовые шахматные игры. М.: СИНТЕГ, 1998. 100 с. ISBN 5-89638-005-4.
  12. Куликов В.В., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Универсальный искусственный язык — “hOOM-Диал”. Методические указания. М.: Гэлэкси Нэйшн, 1994. 100 с.

Некоторые малые формы

  1. Гаврилов Д.А. Интеллектуальные инструменты профилактики роста агрессии молодежи // Информационно-психологичес­кое противодействие экстремизму и терроризму. 2016 / Сост. А.В. Во­робьев, Я.А. Амелина / Министерство печати и информации Республики Дагестан, Кавказский геополитический клуб. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2016. С. 203–208.
  2. Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Из опыта Лаборатории нелинейных решений: «апгрейд» мышления узкого специалиста // СТЕК: Система транспортных евразийских коридоров / Сост. А.В. Воробьев, К.К. Рахимов, А.Д. Собянин. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015. С. 554–562.
  3. Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А. Нелинейные решения для опережающего развития. К возрождению традиций отечественной инженерии // СТЕК: Система транспортных евразийских коридоров / Сост. А.В. Воробьев, К.К. Рахимов, А.Д. Собянин. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015. С. 544–548.
  4. Мясников А.В., Гаврилов Д.А., Латыпов Н.Н. К вопросу об опережающем развитии отечественных компаний и корпораций // СТЕК: Система транспортных евразийских коридоров / Сост. А.В. Воробьев, К.К. Рахимов, А.Д. Собянин. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015. С. 563–570.
  5. Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Как проверить гипотезу Сепира–Уорфа: приглашаем к эксперименту // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2015. № 2. С.46–48.
  6. Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Сильное мышление как результат диалектически выстроенного языка / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Непознанное. Традиции и современность» 18 октября 2014 г. // Информационно-ана­ли­ти­ческий вестник «Аномалия». 2014. № 4. C. 25–29.
  7. Куликов В.В., Гаврилов Д.А. серия публикаций: Интерпретация гласных фонем в языке Диал // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2012. № 1. С. 30–32; Переход в иное измерение: мелодико-интонационный строй языка Диал // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2011. № 4. С. 35–37; О рождении, жизни, смерти и бессмертии количества // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2011. № 3. С. 16–17; Кванты Времени и Пространства: скачок через барьер // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2011. № 2. С. 44–46; Говорить на языке, не зная слов // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2011. № 1. С. 46–48; Время и Антивремя // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2010. № 4. С. 16–17; Рождение и Смерть // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2010. № 3. С. 57–58; Аномалия всех начал // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2010. № 1. С. 49–51; Язык креативного мышления и парадоксов // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2009. № 3. С. 41–45; Его величество Парадокс // Информационно-аналитический вестник «Аномалия». 2009. № 2. С. 10–13.
  8. Гаврилов Д.А. К философии понятия «начала начал»… // Experimentum–2006. Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. Е.Н. Мощелкова, А.А.Ширинянца. М.: Социально-политическая мысль, 2006. С. 35–45.
  9. Гаврилов Д.А. Трикстер в период социо-культурных преобразований: Диоген, Уленшпигель, Насреддин // Experimentum–2005. Сборник научных статей философского ф-та МГУ / Под ред. Е.Н. Мощелкова. М.: Социально-политическая мысль, 2006. С. 166–178.
  10. Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Язык Диал как средство междисциплинарного общения и интенсификации изобретательской деятельности // Ильенковские чтения. Международная научная конференция 18–20 февраля 1999. Тезисы докладов / Под ред. Г.В. Лобастова. М.; Зеленоград: Московский институт делового администрирования, Московский комитет образования, 1999. С. 303–307.
  11. Хайдаров Ж.С., Латыпов Н.Н., Гаврилов Д.А. Свидетельство Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам RU №6337 UI на полезную модель «Настольная игра», 6 A 63 F 3/00, заявка № 95113117/20 от 18.07.1995, бюл. № 4 от 16.04.1998.
  12. Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Исчисление смыслов и симметрии в системе универсального языка // Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов в 11 частях. Ч. 5. М.: МГИФИ, 1998. С. 31–34.
  13. Куликов В., Гаврилов Д. К вопросу о новой научной парадигме. Универсальный язык на Перекрестке миров и тысячелетий // Куликов В. Узник бессмертия. М.: СИНТЕГ, 1998. С. 123–141.
  14. Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Аккумуляция и диссипация в гипертекстах химии // VI Международный форум по информатизации. Материалы IV Конгресса «Общественное развитие и общественная информация». Секция «Информация, системы, фундаментальные науки». М.: МИФИ, МАИ, 1997. С. 71–74.
  15. Гаврилов Д. Столбовые шахматные игры и фактор Удачи // Компьютер в школе. № 2. М.: Открытые системы, 1998. С. 23–24.
  16. Гаврилов Д.А. Виртуальный комплекс братьев Латыповых // Компьютера. 1997. № 23.
  17. Латыпов Н., Гаврилов Д. Столбовые шахматы. Сказка для программиста // Компьютерра. 1996. № 40. С. 58–59.
  18. Гаврилов Д.А. Столбовые шахматные игры, как средство тренинга интеллекта // V Международный форум по информатизации. Материалы III Конгресса «Общественное развитие и общественная информация» 20–23 ноября 1996. Cекция «Образование и духовность как факторы общественного развития». М.: МАИ, 1996. С. 55–56.
  19. Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Универсальный искусственный язык Диал как интерфейс // V Международный форум по информатизации. Материалы III Конгресса «Общественное развитие и общественная информация» 20–23 ноября 1996. Секция «Информатизация постперестроечного общественного развития». М.: МАИ, 1996. С. 51–53.
  20. Куликов В.В., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Универсальный межзвёздный язык Диал как средство научного общения и производства открытий // Труды XXV Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». Симпозиум «Проблемы поиска жизни во Вселенной». Калуга, 11–14 сентября 1990. М.: ИИЕиТ АН СССР, 1991.

 

ФОТО 5: Ректор УГТУ, д.т.н., профессор Николай Денисович Цхадая, к.э.н., доцент Максим Николаевич Карнаухов (в центре) и эксперт Фонда Технологий, ведущий курса «Развитие сильного мышления» Дмитрий Анатольевич Гаврилов на интеллектуальном аукционе «Чёрный ящик». Москва, 2013

 

Список рекомендуемой литературы

(формируется и выставляется в зависимости от выбранного группой плана)

  1. Альтов Г.С. Опаляющий разум. М.: Детская литература, 1968.
  2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.
  3. Амнуэль П.Р. РТВ — это очень просто. 2000 (на правах рукописи).
  4. де Боно Эдвард. Использование латерального мышления. Минск: Попурри, 2005.
  5. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. Рига: Авотс, 1981.
  6. Варикаш В.М., Кимбар Б.А., Варикаш И.М. Физика в живой природе. Минск: Народная асвета, 1984.
  7. Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001.
  8. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  9. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: АСТ, 2013.
  10. Питер Л.Дж. Закон Мерфи: Мерфология — общая и частная; Принцип Питера, или почему дела всегда идут вкривь и вкось. Минск: Попурри, 1997.
  11. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев: Лумина, 1989.
  12. Иванов И.С. Как войти в интеллектуальную элиту планеты. М.: И-квадрат, 2001.
  13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб.: Питер, 2009.
  14. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987.
  15. Кудрявцев А.В. Организация и проведение мозгового штурма. М.: ВНИИПИ, 1987.
  16. Кудрявцев А.В. Обзор методов создания новых технических решений. М.: Госкомитет СССР по делам изобретений и открытий, 1988.
  17. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений. М.: Речной транспорт, 1991.
  18. Латыпов Н.Н. Путеводитель по извилинам. Тренинг интеллекта. М.: Вече, 2010.
  19. Одрин В.М., Картавов С.С. Морфологический анализ систем. Построение морфологических таблиц. Киев: Наукова думка, 1977.
  20. Петрович Н. Беседы об изобретательстве. М.: Молодая гвардия, 1978.
  21. Пойа Джордж. Математическое открытие. 2-е изд. / Под ред. И.М.Яглома. М.: Наука, 1976.
  22. Полани Майкл. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.
  23. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988.
  24. Рыжов К.В. 100 великих изобретений. М.: Вече, 2005.
  25. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  26. Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977.
  27. Селье Ганс. От мечты к открытию. Как стать учёным. М.: Прогресс, 1987.
  28. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
  29. Титов В.В. Морфологический подход: Учебное пособие. М.: ВНИИПИ, 1990.
  30. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 7–8 класс: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.
  31. Уорф Б.Л. Наука и языкознание. О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление // Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1960.
  32. Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. СПб: Образование, 1911.
  33. Koller R. Konstructionsmethode fur den Mashinen-, Gerute- und Apparatebau. Berlin: Heidelberg; New-York: Springer–Verlag, 1976.
  34. Gordon W.J.J. Sinectics: The Development of Creative Capacity. New York, 1961.