Новая социально-экономическая политика и задачи Национальной цифровой платформы

Опубликовано: Центр стратегических оценок и прогнозов. 16.05.2019.

Гриняев Сергей Николаевич, Силантьев А.Ю.

Рассматриваются вопросы обеспечения новой социально-экономической политики России функционально-технологическими решениями на базе национальной цифровой платформы. Статья не претендует на полноту охвата всех задач, которые должна решать национальная информационная платформа, но концентрирует внимание на основных векторах новой социально-экономической политики.

Анализ и оценка складывающейся в последние годы внешнеполитической обстановки показывает нарастание негативных тенденций, спровоцированных общим дисбалансом мировой системы безопасности, недружественными действиями в отношении России со стороны ряда субъектов международного права (государств, блоков и др.).

Следует признать, что упущения, допущенные в реализации ряда установок последних лет, привели к фактической стагнации, практически, всех интеграционных процессов в мировом и региональном пространстве с участием России. Сформировать работающую парадигму «Русского мира», эффективно содействующую реализации внешнеполитических и экономических интересов Российской Федерации, так и не удалось.

В этих непростых условиях все также актуальным остается вопрос об идеологических ориентирах развития современного (и, что важно, будущего) российского общества. Предпринятые десятилетие назад попытки формирования нового общественно-политического уклада, нашедшие свое отражение в цикле работ с общим названием «Проект Россия» тогда оказались не востребованными обществом, поскольку не предполагали кардинального изменения общественных отношений, в «тучные нулевые» всё всех устраивало, а потом было уже не до идеологии…

Сегодня, российскому обществу в качестве основной повестки дня предложена цифровизация. Но эта повестка, главным образом, технологическая. В ней отсутствует идеологическая компонента, определяющая конечную цель нынешнего интенсивного этапа развития. Остались вне заданного контекста несколько ключевых вопросов:

— обновленная и уже «цифровая» Россия – это, в основе своей, все та же, постиндустриальная и на половину социалистическая, а на половину – капиталистическая страна конца XX – начала XXI века, но с ускоренными и синхронизированными внутрисистемными процессами, доминантой идеологии которой по-прежнему будет «безопасность» или – это нечто новое с доминантой «развитие»?

— каким образом «цифровизация» трансформирует общественно-политические и социально-экономические процессы, формируя новые конкурентные преимущества российского общества, превратив страну в международного субъекта, достойного нового технологического уклада? Что нас ждет в случае, если предложенные национальные проекты успешно реализуются в установленные сроки и какое воздействие это окажет на общество?

С тем, чтобы объявленное опережающее развитие России в предстоящие годы за счет внедрения цифровых технологий действительно привело к существенным положительным изменениям и позволило говорить о формировании в России социально-ответственного общества будущего, необходима идеологическая основа, позволяющая объединить современные информационные технологии и элементы социально-экономической политики, причем такие, реализация которых с одной стороны невозможна вне рамок цифровизации развития, а с другой – наиболее полно отражало глубинную суть Русского мира.

Считаем, что решить эту задачу возможно путем формирования в качестве технологического фундамента будущего российского общества Национальной цифровой платформы.

Национальная цифровая платформа – интегрированная информационная метасистема, действующая в целях решения задач социально-экономического развития России и реализующая многосторонние взаимодействия пользователей, обеспечивающие новое качество социальных процессов и отношений. Это не проект с конечными сроками исполнения, — это национальная программа, поддерживающая реализацию новой социально-экономической политики в условиях перехода к Шестому технологическому укладу.

1. Задачи и процессы новой социально-экономической политики России

Исходное положение России сегодня, как ни странно, одновременно критично, но имеет и ряд преимуществ.

После развала экономики в 90-х годах XX века, Россия стояла на грани распада. Однако реализованная в 2000-18 годах государственная политика национальной безопасностиобеспечила сохранение национального суверенитета и подвела страну к началу социально-экономической трансформации с целью национального развития.

В части концентрации капитала начали складываться тенденции перераспределения в пользу национально ориентированного капитала и госсектора. Однако экономика России все еще зависима от критичных внешних поставок и технологий (не имеет полного охвата и глубокой вертикальной продуктовой интеграции).  В части объема разведанных запасов природных ресурсов на душу населения Россия по-прежнему занимает одну из ведущих позиций в мире. В России на фоне мирового системного кризиса капитала сохраняются еще возможности ограниченного развития в рамках известных экономических моделей.

Таким образом, грамотно сформулированная и реализуемая социально-экономическая политика сегодня способна стимулировать развитие России и предоставить ей возможность занять достойное место в мире Шестого технологического уклада.

Среди задач, требующих решения в результате реализации новой социально-экономической политики:

  1. Чиновничество не имеет мотивации (кроме коррупции) к развитию экономики;
  2. Капитал боится нестабильности и уходит из страны;
  3. Женщины боятся рожать из-за отсутствия социальных гарантий;
  4. Отсутствует социальная основа согласованного существования и развития общества.

Элементы новой социально-экономической политики, позволяющие решить указанные задачи.

  1. Частно-государственная (смешанная) собственность — выгодная и капиталу, и государству долевая собственность. Частные предприятия платят налоги, установленные законами РФ в полном объеме. Смешанные и государственные предприятия могут платить налоги от 100% до процента, определяемого долей частной собственности. Решение об объеме выплачиваемых налогов принимают собственники предприятия (в том числе госпредприятия, если они отказываются от развивающих инвестиций), но только в том случае, если стоимость предприятия растет. Снижение налоговой нагрузки допускается в объеме инвестиций в основные фонды и технологии, которые становятся государственной собственностью и закрепляются в виде увеличения стоимости и государственной доли предприятия. Налогово-инвестиционная политика окажется в руках собственников, которые в каждом конкретном случае сами определят оптимальное государственное участие.

Капитал получит свободу в принятии налоговых решений и государственные инвестиции для развития. Государство с учетом доли собственности и прибыли получит увеличение поступающих доходов. Появится необходимость управления повсеместной государственной собственностью. Мотивировать чиновников на эффективное управление можно: через стимулирование наполнения бюджетов (налоги и продажа государственной доли по ценам не ниже налоговых инвестиций с учетом инфляции) и управление государственной собственностью (премиальное участие в прибылях и заработанная собственность по окончанию контракта госслужбы). Опасение потерять все из-за мелкой взятки будет защищать от противоправных действий. Лишняя регламентация и коррупция станут не выгодны.

Бизнес и промышленность получат направленные инвестиции на ускоренную модернизацию, государство — мотивацию на рост производителей, удержание низкого процента инфляции, поиск инвесторов и создание условий для бизнеса.

  1. Конкуренция с властью (когда доля государства приближается к 50%) за управление растущими предприятиями вынудит капитал привлекать союзников в виде работников и собственников инноваций (инвестиции части заработной платы и технологий в развитие) для удержания оптимальной доли государственной собственности. Государству выгодно поощрять такую политику инвестиций в человеческий капитал и технологии.
  2. Важным элементом социальной устойчивости является «справедливая» цена на товары. В настоящее время основная доля розничной стоимости приходится на сектор торговли, который получает значительно больший доход, чем производящие предприятия. Сокращение этого сектора будет происходить за счет свертывания до чисто логистических функций путем развития потребительской кооперации (кооперативная форма потребления и обмена товаров и услуг без налогов и внутренних торговых операций). Внедрение кооперативной формы потребления способно снизить розничную стоимость товаров и услуг в несколько раз. Это имеет фундаментальное структурное значение для экономики: повысится стоимость рубля и отечественных предприятий, значительно снизится оборотная недофинансированность. Экономика из «экспортно ориентированной» перестроится в экономику «внутреннего потребления» и развития отечественного сектора. Экспортным отраслям вынуждено придется перестраиваться на уникальную продукцию высокого уровня передела.
  3. Целевые государственные программы (в частности стимулирование рождаемости) показали, что государство существенным образом может влиять на демографию и иные социальные процессы. Однако существующие программы «бьют по площадям». Повысить эффективность целевых программ удастся адресной направленностью: каждый гражданин будет иметь индивидуальный счет социального обеспечения, который складывается из налоговых отчислений при его трудовой деятельности и может быть израсходован по его решению на участие в государственных социальных программах: «дети», «жилье», «здоровье», «образование», «пенсия». Обеспечение программ развития человеческого капитала государство может осуществлять, в том числе через долю своей собственности в предприятиях.
  4. Для устранения отставания в технологическом развитии от лидеров Шестого технологического уклада государство должно выполнить следующие функции:
  • поддержать авторское право российских граждан (в том числе, путем упрощения регистрации и долевого участия в реализации интеллектуальной собственности);
  • защитить российский социум от внешних опасных для здоровья людей и экологической среды инноваций (в том числе через преимущество российского права над международным правом во внутренних процессах).
  1. Лозунг «Единство многообразия» как нельзя лучше характеризует суть идеологии, необходимой в период существенных социальных изменений. Мягкая (без военных и социальных конфликтов, без резкого ухудшения качества жизни) трансформация общества является идеалом в разрешении назревших переходов (изменений социальных состояний без скачков) и преодолении ряда социально-экономических ловушек.

2. Роль и задачи Национальной цифровой платформы

Внедрение новой социально-экономической политики невозможно без опережающего внедрения Национальной цифровой платформы. Именно реализация многосторонних информационных взаимодействий пользователей способна обеспечить новое качество социальных процессов и отношений.

Неотъемлемыми подсистемами платформы, на наш взгляд, являются.

  1. Национальная система электронных расчетов и Национальная система учета частной и государственной собственности

Новая социально-экономическая политика меняет принцип «ссудного процента капитала» на «ссудный процент других форм социальных ценностей» — власти, народа, менталитета. То есть относительная социальная ценность капитала будет уменьшаться, а роль денег изменяться. В разных ментально-экономических группах это будет происходить по-разному. При усилении роли национальных государств вопрос должен сначала решаться на государственном уровне, и только после этого на международном уровне.

Суть денег – условная информация, используемая в движении материальных ценностей, оценке накопленных богатств и согласованных социальных обязательств. Надвигающийся кризис финансовой системы — это не кризис денег вообще, — это кризис одной из форм существования денег (долларового эквивалента) и принципов их движения.

Родились и набирают силу электронные формы денег, отличающиеся процессами, которые они обслуживают. Электронная форма денег обладает уникальной подвижностью. Но главное, электронные деньги способны возникать вместе с процессами, которые обслуживают, на основе частных соглашений участвующих сторон. С возникновением электронных денег пропадает основа существования «ссудного процента», то есть дефицит обменных средств.

Россия уже имеет опыт массового использования «виртуальных денег» в системе государственных расчетов во времена СССР. Проблема тех денег заключалась в слабой конвертируемости на социальные процессы (бумажные деньги). Массовое использование различных форм электронных денег естественным образом решает эту проблему. Весь электронный рынок, а не частные биржевые котировки будут определять стоимость разных форм денег.

Вводя смешанную частно-государственную собственность, необходимо обеспечить ее существование новой формой учета и движения (новым видом электронных денег), которая позволит фиксировать отношения сторон и осуществлять операции в реальном времени. Основные требования к такой системе – оперативность, сохранение и необратимость всех проведенных операций, соответствие всех операций национальному законодательству, наличие системы оценивания и сравнения учтенных ценностей. При этом система не должна контролироваться полностью какой-либо из сторон. Один игрок не может менять правила по своему усмотрению.

Таким образом, первой и важнейшей задачей является создание Национальной системы электронных расчетов и Национальной системы учета частной и государственной собственности, которые представляют собой части единой системы оценки и движения национального капитала. Назначение системы – регулирование социальных отношений в части материальных ценностей.

  1. Национальная электронная торговая площадка

Развитие потребительских кооперативов невозможно без интегрированной информации о товарах производителей, их стоимости и логистике. Если формирование потребительской кооперации — это частная задача возникающих сетевых ассоциаций, то локализация информации о производителях и товарах является задачей, которую государство должно решать совместно с ассоциациями промышленников.

Мотивация последних понятна. Промышленникам нужно продвигать товары и в возможно более крупных объемах. Государственный интерес более тонкий, но не менее чувствительный – объем торговли отражает состояние экономики и влияет на котировки рубля, стоимость государственных активов и государственных закупок. Соблюдение правил открытой торговли, подавление спекуляций являются прямым государственным интересом.

  1. Система национальных социальных проектов

Индивидуализация счетов и планирование социальных проектов невозможны без сбора информации по доступным средствам и интересам индивидуальных граждан и семей. Учет затрат и отчетность исполнителей также должны быть открыты для граждан, так как средства социальных проектов формируются из индивидуальных налогов и принадлежат гражданам.

Существующая система обобщения и управления социальными средствами граждан через Пенсионный фонд и другие структуры показала свою неэффективность. Пенсионный фонд должен бороться за средства граждан, а не распоряжаться ими.

Создание Системы национальных социальных проектов с индивидуальным контролем гражданами целей и способов реализации их средств в корне поменяет ситуацию в сторону интересов людей и установления социального согласия.

  1. Национальная система инвестирования разработок, регистрации и защиты авторского права

Вторичная в период государственного капитализма, система стимулирования инновационной деятельности и технологического предпринимательства становится одной из важнейших систем государственного интереса и регулирования в периоды активизации технологических циклов.

Число электронных систем единой цифровой платформы без сомнения больше и должно покрывать все значимые сферы деятельности государства и социальной политики. К ним можно отнести операционную деятельность по образованию, медицинскому, коммунальному, пенсионному и другим видам обслуживания, службы единого окна и единое правительство, коммуникационные интерфейсы с системами силовых ведомств, природоохранную деятельность и экологический контроль и другие.

Мы не будем останавливаться на всех возможных функциональных подсистемах. Цель настоящей статьи состоит в определении позиции, состоящей в том, что Национальная цифровая платформа — это национальная программа, призванная способствовать решению основных задач новой социально-экономической политики, направленной на развитие России и отличающейся от современной политики возможностями сетевой концепции цифровой экономики, а именно:

  1. Доверительного и взаимовыгодного ведения совместного бизнеса частными лицами и государством;
  2. Развития кооперативного потребления;
  3. Решения демографической проблемы через индивидуализацию социальных программ;
  4. Развития современного общества в парадигме единства многообразия.